Что такое групповая психотерапия
«Сила группы в том, что каждый голос важен, но вместе они создают гармонию.»
Карл Уитакер
Групповая психотерапия
История создания и развития
Групповая психотерапия зародилась в начале XX века. В 1905 году американский врач Джозеф Пратт организовал первые группы для пациентов с туберкулёзом в Бостоне. Он заметил, что обсуждение в группе улучшает эмоциональное состояние и помогает справляться с болезнью. Это считается первым шагом к групповой терапии.

В 1920-х годах Зигмунд Фрейд и его последователи, включая Альфреда Адлера, начали экспериментировать с групповыми методами в психоанализе. Адлер применял коллективные обсуждения для работы с неврозами. В это же время Якоб Леви Морено в 1921 году в Вене разработал психодраму, где использовал театральные техники для исследования психики, что стало важным вкладом в групповую работу.

В 1930-х годах групповая терапия начала оформляться как отдельное направление. В США Сэмюэл Славсон основал Американскую ассоциацию групповой психотерапии (AGPA) в 1942 году, что укрепило её научный статус. В 1940-х Курт Левин ввёл концепцию T-групп (тренинговых групп), изучая динамику взаимодействия в малых группах, что дало толчок к развитию современных подходов.

Во время Второй мировой войны групповая терапия активно использовалась для лечения солдат с посттравматическими расстройствами, что доказало её эффективность. В послевоенные годы Ирвин Ялом систематизировал принципы групповой психотерапии, выделив ключевые факторы, такие как универсальность переживаний, поддержка и обратная связь.

К 1960–1970-м годам групповая терапия распространилась по всему миру, включая разнообразные подходы: психоаналитические, гештальт-группы, психодраму и когнитивно-поведенческие группы, динамические группы, отдельно стоит выделить группы анонимных...
Групповая психотерапия — это метод в психотерапии, заключающийся в использовании в лечебных целях всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений, возникающих между участниками в группе, включая психотерапевта

На мой взгляд это процесс, когда участники группы собираются вместе, и под руководством ведущего взаимодействуют. Общение, обратная связь и поддержка группы - учит понимать себя, справляться с эмоциями и выстраивать отношения. Это пространство доверия, где каждый делится опытом, а общая динамика помогает расти и меняться.
Мой топ книг про групповую психотерапию.
Это работы не про конкретный метод, а скорее про общие принципы которых придерживаются терапевты и ведущие групп большинства модальностей.
  • Кьелл Рудестам – "Групповая психотерапия"
    Это первая книга, которая попалась мне еще на первом курсе в университете, и пережила множество переизданий. Я считаю ее классической, и охватывающей множество аспектов групповой работы, а так же содержательной и полной в плане описания различных модальностей и подходов. Это фундаментальный труд, который я легко прочитал, но многие коллеги говорят что сложно читается.
  • Ирвин Ялом - "Теория и практика групповой психотерапии"
    Классика. В ней описываются динамика, принципы и терапевтические факторы. Эту книгу отлично дополняет другая работа этого автора: "Дар психотерапии" в которой он делится личным опытом. По праву он самый популярный автор в этой тематике, благодаря простому, доступному и живому языку.
  • Якоб Леви Морено, "Психодрама"
    Читается сложно. Но это основопологающая работа о психодраме в группах. Хотел бы я сказать, что эта книга перевернула мою жизнь, но нет. Мою жизнь перевернул метод, который описан в этой книге, и люди которые практикуют этот метод.
Терапевтические факторы групповой работы:
Ялом выделяет 11 факторов и механизмов, за счет которых групповая терапия эффективна:

Универсальность переживаний

"Я не одинок в своих проблемах"

Сколько встреч с психологом нужно, что бы уменьшить чувство стыда? - Неизвестно. Какой эффект окажет факт того, что 10, 20, 30 человек в аудитории поднимут руку обозначив что бывали в похожей ситуации?

Чувство изоляции, страха, стыда, тревоги - снижаются, если человек понимает, что его проблемы не уникальны, и у другие тоже сталкиваются с подобным, а часто то, что другой столкнулся с еще более сложной проблемой становится вдохновением для проживания собственной жизни.


Групповая сплочённость

"Здесь меня принимают"

  • Чувство принадлежности к группе создаёт безопасную среду для самораскрытия.
  • Аналог "терапевтического альянса" в индивидуальной терапии.

3. Альтруизм

📌 "Я могу помогать другим"

  • Участники получают удовлетворение от поддержки друг друга, что повышает их самооценку.
  • Пример: Человек с депрессией осознаёт, что его совет помог другому.

4. Корректирующий эмоциональный опыт

📌 "Здесь можно реагировать иначе"

  • Группа даёт возможность заново пережить травматичные ситуации в безопасном формате и получить иную реакцию (не осуждение, а поддержку).
  • Пример: Тот, кого в детстве критиковали, в группе получает одобрение.

5. Развитие социальных навыков

📌 "Я учусь общаться"

  • Участники тренируются в эмпатии, конфронтации, отстаивании границ.
  • Особенно полезно для людей с социофобией или аутизмом.

6. Имитация поведения (моделирование)

📌 "Я могу делать так же"

  • Члены группы перенимают успешные стратегии друг у друга.
  • Пример: Застенчивый участник видит, как другой уверенно говорит о своих чувствах, и пробует повторить.

7. Интерперсональное научение

📌 "Как я влияю на других?"

  • Группа — "социальное зеркало": участники видят, как их поведение воспринимается окружающими.
  • Пример: Человек осознаёт, что его сарказм отталкивает людей.

8. Катарсис

📌 "Я могу выпустить эмоции"

  • Безопасное выражение подавленных чувств (гнева, горя, страха).
  • Важно: катарсис без последующего осмысления малоэффективен.

9. Инсайт (осознавание)

📌 "Теперь я понимаю, почему так делаю"

  • Участники осознают бессознательные мотивы своих поступков через обратную связь.
  • Пример: "Я избегаю близости, потому что боюсь отвержения".

10. Надежда

📌 "Изменения возможны"

  • Видя прогресс других, участники верят в свой рост.
  • Особенно важно в группах для зависимых и депрессивных клиентов.

11. Экзистенциальные факторы

📌 "Жизнь несправедлива, но я могу выбирать"

  • Принятие ответственности, смерти, одиночества, свободы.
  • Пример: "Да, мир хаотичен, но я могу создать в нём смысл".